АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ИЮЛЯ 2001 Г.
№ П11-831
МОСКВА Министру по делам федерации,
национальной и миграционной политики
Российской Федерации
А.В.Блохину
Уважаемый Александр Викторович!
Направляю Вам поступившее в Аппарат Правительства Российской Федерации обращение Уполномоченного по правам человека в Московской области С.Б.Крыжова, затрагивающее вопросы реализации прав граждан на местное самоуправление.
Прошу рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Ситне-Щелкановском сельском округе Ступинского района Московской области, и о результатах проинформировать Уполномоченного по правам человека в Московской области С.Б.Крыжова и Аппарат Правительства Российской Федерации.
Приложение: упомянутое (вх.№ 2-44282 от 12.07.01) всего на 13 л. без возврата в Аппарат Правительства.
И.о. начальника Департамента
регионального развития С уважением Н.Корнев
Гаврилов Е.О. 205-44-37 МИНФЕДЕРАЦИИ РОССИИ
вх. № 4178-ж
на 13 листах
"16" 07 2001 г.
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ФЕДЕРАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.08.2001 № 14/1-4178ж
Уполномоченному
по правам человека
в Московской области
О ситуации, сложившейся в
Ситне-Щелкановском сельском округе
Ступинского района Московской области
Уважаемый Сергей Борисович!
Во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 13.07.2001 № П11-831 Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации , рассмотрев ситуацию, сложившуюся в Ситне-Щелкановском сельском округе Ступинского района Московской области, сообщает следующее.
Ситне-Щелкановский сельский округ расположен в Ступинском районе Московской области. На территории округа в течении многих лет действовал местный орган государственной власти - Ситне-Щелкановский Совет народных депутатов.
В 1991 году в связи с реорганизацией органов власти согласно Конституции РСФСР и Закону РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" на территории Ситне-Щелкановского сельского округа образованы органы местного самоуправления - Совет народных депутатов и местная администрация.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.11.91 г. № 239 и решения Ситне-Щелкановского Совета народных депутатов Постановлением Главы администрации Ступинского района Московской области от 18.12.91 № 1 Главой местной администрации Ситне-Щелкановского сельского округа назначен Лысов Юрий Александрович.
До 1993 года Ситне-Щелкановский сельский округ являлся территорией, на которой в соответствии с указанным выше Законом осуществлялось местное самоуправление, существовала муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В 1993 году на основании Указов Президента Российской Федерации (№№ 1617 от 09.10.93 г., 1760 от 26.10.93 г., 2265 от 22.12.93 г.) функции Совета народных депутатов переходят к местной администрации. В связи с этим Глава местной администрации одновременно является Главой местного самоуправления Ситне-Щелкановского сельского округа, а местная администрация принимает и исполняет местный бюджет.
Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу 01.09.95г., муниципальным образованием признается "городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления".
Собрание представителей Ступинского района Московской области своим Решением от 14.02.96 г. № 66/14 назначило проведение выборов органов местного самоуправления сельских округов, что не было исполнено. Местный референдум Ситне-Щелкановского сельского округа, назначенный 15.09.96 г. с целью решения этого конфликта, был отменен Главой Ступинского района. 12.10.96 г. был принят Устав Ступинского района, в котором не было предусмотрено осуществление местного самоуправления в Ситне-Щелкановском сельском округе, что, по нашему мнению, является нарушением прав местного населения округа на местное самоуправление.
Кроме того, 31.12.96 г. Глава Ступинского района принимает Постановление № 2784-п о назначении Лысова Ю.А. (без его согласия и освобождения от прежде занимаемой должности) исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения администрации Ступинского района. Эти действия были совершены вопреки ст.37 Конституции Российской Федерации и ст.2 КЗОТ российской Федерации, вследствие чего данное Постановление до настоящего времени остается неисполненным. Не проведены мероприятия по реорганизации администрации сельского округа и переводу сотрудников из упраздняемой организации в другую - вновь создаваемую. Лысов Ю.А., несогласный с Постановлением Главы администрации Ступинского района, обратился в суд.
В соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", вступившим в силу 26.11.96 г., муниципальными образованиями являются районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа(сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанным Ситне-Щелкановский сельский округ относится к таким территориям, то есть может быть признан муниципальным образованием.
11.04.97 г. Московский областной суд назначает новую дату выборов в органы местного самоуправления Ситне-Щелкановского сельского округа.
В это время Совет Депутатов Ступинского района с нарушением действующего законодательства, как мы считаем на основании имеющихся сведений, выносит решение от 05.05.97 г. о проведении местного референдума на территории Ситне-Щелкановского сельского округа с вопросом о создании на территории Ситне-Щелкановского сельского округа муниципального образования, в котором соответствующее местное сообщество без участия Совета народных депутатов и администрации Ступинского района осуществляло бы местное самоуправление под свою ответственность за счет собственных ресурсов. В данном случае, во-первых, район не вправе был принимать решение о проведении местного референдума Ситне-Щелкановского сельского округа - это является прерогативой местного самоуправления данного округа, во-вторых, вопрос поставлен о создании на территории Ситне-Щелкановского сельского округа муниципального образования, в границах другого другого муниципального образования (то есть, по терминологии Закона Московской области - муниципального образования 1-го вида), в-третьих, новое муниципальное образование не может быть создано без упразднения ранее существовавшего. В результате проведения референдума по указанному выше вопросу население большинством голосов высказалось против выхода Ситне-Щелкановского сельского округа из состава Ступинского района.
В июле 1997 года Верховный Суд Российской Федерации отменяет вынесенное ранее решение Московского областного суда о назначении даты выборов. Основанием является вступление в силу Закона Московской области от 13.07.97 г. "О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований". Московский областной суд, в свою очередь, выносит решение от 05.01.98 г., по которому в требовании о назначении выборов в Ситне-Щелкановском сельском округе отказано. Основанием является утверждение об отсутствии муниципального образования на территории Ситне-Щелкановского сельского округа и отсутствие его в перечне муниципальных образований, установленном Законом Московской области "О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований". В связи с этим суд предлагает создать самостоятельное муниципальное образование на этой территории.
Однако в названный выше перечень входят только муниципальные образования 1-го вида, а в случае с Ситне-Щелкановским сельским округом речь идет о муниципальном образовании 2-го вида, к тому же новое муниципальное образование, как указывалось, не может быть создано, если с учетом мнения населения не упразднено существовавшее ранее.
Верховный Суд Российской Федерации выносит определение от 18.06.98 г., согласно которому оставляет без изменения решение судебной коллегии Московского областного суда от 05.01.98 г.
В том же году Ступинский район Московской области отстраняет Лысова Ю.А. от должности, которую он занимал с 1991 года. В результате этих действий возникла ситуация, при которой Лысов Ю.А. будучи фактически отстраненным от работы, юридически оказался не уволенным, т.к. ликвидация должности руководителя органа местного самоуправления возможна лишь после принятия соответствующего локального закона Московской области. Несмотря на то, что в настоящее время судом принято решение о восстановлении Лысова Ю.А. на работе, район до сих пор не исполняет надлежащим образом это решение.
На основании изложенного считаем, что в данном случае имеет место прямое нарушение прав населения на осуществление местного самоуправления путем упразднения без соблюдения необходимых юридических процедур муниципального образования 2-го вида, что влечет за собой также нарушение федерального законодательства и законных прав граждан.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 11729 муниципальных образований с выборными органами местного самоуправления. Из них 9000 - это сельские населенные пункты и округа. Ситне-Щелкановский сельский округ вследствие допущенных нарушений не вошел в это число, несмотря на то, что является одним из экономически развитых сельских округов России.
В связи с изложенным считаем необходимым принятие мер по разрешению создавшейся ситуации и выражаем готовность обсудить с Вами и руководством области возможные варианты. Сообщаем также , что Министерство и раньше высказывало свою позицию по данному вопросу и направляло документы в соответствующие инстанции.