ОБЩАЯ ГАЗЕТА



7-8 мая 1998 года «Общая газета» №18(248)
ДМИТРИЙ СОКОЛОВ
Муниципальная революция ждет своих героев
Закон о местном самоуправлении не для тех, кто пытается его соблюдать
По стране прокатилась волна судебных исков районных администраций, отстаивавших свое право на местное самоуправление. Губернаторам пришлось уступить. Теперь «муниципальная революция» назревает на уровне местных сообществ и округов, и районам приходится выступать уже в качестве ответчиков. Число претендентов на самоуправление растет с каждой неделей, а те, кто исчерпал все возможности на родине, обращаются в Совет Европы.
Процесс пошел другим путем
Чтобы попасть в редакцию «ОГ», главе Ситне-Щелкановского округа Ступинского района Подмосковья Юрию Лысову пришлось взять отпуск: после распоряжения районного главы окружные руководители могут покидать свои кабинеты только после звонка в Ступино. Для властей Лысов – районный сумасшедший, хотя вся «болезнь» в том, что человеку захотелось жить по европейским нормам (которые закреплены и в нашем законе о местном самоуправлении) – чтобы все проблемы решались на месте, а не в кабинетах районных начальников.
Предыстория конфликта тянется из президентского кабинета. В августе 1995 года страна получила закон «Об общих принципах местного самоуправления», обреченный быть картой в политической игре: во-первых, без него Россию не брали в Совет Европы, во-вторых, в Кремле были непрочь схлестнуть непослушных губернаторов с мерами их же столиц. Другие последствия реформы, судя по всему, президента не интересовали. Поэтому, когда срок выборов в местные советы (1 января 1997 года) проигнорировала примерно четверть субъектов Федерации, это никого не удивило. Госдума приняла еще один закон («Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»), который обиженным возможность назначать выборы через суд. Но большинство губернаторов все же сэкономили на демократии, ограничившись районными советами.
Лысов тоже судился, и успешно: областной суд назначил выборы в ситнещелкановский совет на 13 июля 1997 года. Но они все же не состоялись. День победы стал для Лысова днем увольнения – со взломом двери и кражей печати. Восстановившись в судебном порядке, сельский глава узнал о том, что ступинские власти назначили в его округе местный референдум. По закону делать этого они были не вправе, по уставу района – запросто. Формулировка референдума не только запутывала и запугивала, но и откровенно лукавила. Сельчанам обещали при местном самоуправлении жизнь исключительно только «за счет собственных ресурсов», хотя закон обязывает областные власти обеспечивать муниципалитеты минимальным бюджетом. Люди, не обремененные глубокими юридическими знаниями, поняли одно: может быть еще хуже, чем есть. И проголосовали против самоуправления.
Результаты референдума стали козырем ступинских властей на повторном заседании областного суда, назначенного уже в новом составе. То, что их опротестовала ступинская прокуратура, судью Розину не смутило. Дело решили не в пользу Лысова, и теперь он налаживает контакты с Советом Европы. Кстати, там долго не могли поверить, что у человека по статусу равного монарху Великого герцогства Люксембург, могут быть такие проблемы.
«Лысовщина» и «Тяжловщина»
История Ситне-Щелканово один к одному повторилась в округах Раменского, Щелковского, Воскресенского, Орехово-Зуевского районов и города Истры. По данным Центризбиркома, за последнюю пятилетку количество самостоятельных образований в Московской области сократилось вдвое, а по всей России – втрое. Пару месяцев назад начальник управления по вопросам местного самоуправления администрации президента Борис Минц официально предупредил губернатора Тяжлова, что материалы по конфликтным ситуациям направлены в Генпрокуратуру. В порядке ликбеза Минц на пяти страницах разъяснил непонятливому губернатору, почему право на самоуправление имеют все сельские округа. Но не подействовало. Управляющий делами Ступинского района Александр Лучиц и первый вице-губернатор области Владимир Симаев продолжают придерживаться собственной точки зрения. По мнению последнего, «мысль о представительном органе в сельском округе может родиться только в воспаленном воображении. Любая власть опирается на надежную экономическую основу, а большинство местных сообществ ею пока не обладают».
Этого же мнения придерживаются не только бюрократы, но и некоторые серьезные экономисты. Они считают, что в условиях, когда 90 процентов территории России сидит на дотациях, победа муниципальной реформы в любом случае окажется пирровой. Если победивший не дурак, он сам ради дотаций во всем будет подчиняться воле районного начальника, если же окажется чересчур принципиальным, то получит, если не Чечню, так Приморье точно. Но сторонники «здорового скепсиса» почему-то умалчивают о зарубежном, да и уже имеющемся российском опыте. По данным Института научной информации РАН, экономическая самостоятельность местных сообществ в цивилизованных странах тоже весьма сомнительна: в США, например, собственные доходы округов составляют в среднем 60 процентов, в Великобритании – 40, а во Франции – 13,5. По этим меркам Ситне-Щелканово примерно на уровне Великобритании: в прошлом году округ потратил 4,5 миллиарда рублей, из них 2,5 миллиарда поступило «сверху». Вся разница в том, что в Европе к дотациям относятся как к законному праву территорий, а у нас – как к средству давления на них.
Между тем есть все основания предполагать, что при самоуправлении в Ситне-Щелканово смогли бы и вовсе без них обойтись: в округе есть завод пластмасс, на базе завода успешно развивается ТОО «Поликомпласт» (недавно комитет по поддержке малого бизнеса, возглавляемый Ириной Хакамадой, признал его одним из лучших предприятий области), имеются два асфальтобетонных завода, металлобаза, совхоз, не говоря уже о многочисленных торговых предприятиях. Но даже если бы их не было – есть закон (или выполняй, или требуй отмены), а также опыт уже имеющихся самоуправляемых территорий, добившихся ощутимых результатов уже в первые месяцы.
В округах Печорского района Псковской области долю дотаций удалось сократить на 20 процентов, в Карабудахкенском районе Дагестана – на 22, в Бологовском районе Тверской области – на треть, а в городе Обнинске Калужской области прирост доходов составил 160 процентов. Из 173 округов, которые держит на контроле и регулярно консультирует (но не субсидирует) Министерство по делам национальностей, экономический уровень не понизился ни в одном. На прежней отметке остались считанные единицы – как правило, это происходит в тех случаях, когда руководителям территорий приходится бороться с экономическими санкциями своих бывших хозяев. Замминистра Александр Воронцов считает мнение о необходимости централизации экономики в условиях кризиса глупостью: «Во все времена и в России, и за рубежом к самоуправлению прибегали в самых критических ситуациях, и всегда помогало».
Полный назад!
В комитете по вопросам местного самоуправления Госдумы выход из тупика , в который зашла реформа, видят только в силовом воздействии на региональных диктаторов. Но депутаты такими полномочиями не обладают, а исполнительная власть, похоже, решила действовать с точностью до наоборот. Не так давно на стол президенту лег отчет о проверке исполнения закона о местном самоуправлении, подготовленный его администрацией. Как отреагировал Борис Николаевич, пресс-служба не сообщает, но известно, что окончательная редакция отчета сильно смягчена по сравнению с предыдущим, а вместо жестких предложений проштрафившимся губернаторам направят «информацию к сведению». Фактически это означает свертывание реформы, ибо необходимость в ней отпала: конфронтации с губернаторами после ухода из правительства Анатолия Чубайса уже не актуальна, а выяснение отношений с муниципальными лидерами по каждому конкретному хозяйственному вопросу не нужно ни районам, ни губернаторам, ни Москве. Слишком много экономических преступлений придется тогда расследовать правоохранительным органам.
___________________