ЖУРНАЛ
"РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ сегодня" № 17 1998г.
Юрий Лысов
НАДЕЮСЬ ТОЛЬКО НА ПРОКУРОРА
Как чиновники расправляются
с местным самоуправлением
На состоявшемся в июле чрезвычайном собрании Союза российских городов и представителей союзов и ассоциаций муниципальных образований в числе других был рассмотрен вопрос о ситуации в Ситне-Щелкановском сельском округе Ступинского района Московской области, где грубо нарушаются конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления. Редакция попросила Юрия Лысова, еще недавно занимавшего должность главы администрации Ситне-Щелкановского сельского округа, но решением главы района отстраненного от работы, рассказать о сути дела.
Суть дела в стремлении районного руководства не допустить на территории нашего округа осуществления гражданами местного самоуправления, что выразилось в запрете на проведение референдума по Уставу муниципального образования (уже были подготовлены его проект и бюллетени для голосования) и выборов.
Что представляет собой наш округ? Территория его не малая – около ста квадратных километров. Здесь расположены рабочий поселок Ситне-Щелканово и до десятка сел и деревень.
Интересна история наших мест. В 1840 году купец второй гильдии А.И.Второв наладил здесь производство дегтя и таким образом положил начало промышленного развития территории. Сейчас в поселке несколько промышленных предприятий, самое крупное – ОАО «Жилевский завод пластмасс». Кроме того, поселок – это центральная усадьба бывшего совхоза, а ныне ЗАО «Жилевское».
Для сравнения: районный центр – город Ступино – был основан в 1938 году. То есть Ситне-Щелканово – «старейшина» среди промышленных поселений района.
В течение десятков лет в Ситне-Щелканове действовал выборный орган власти – Совет народных депутатов. С 1991 года на территории округа в соответствии с российским законодательством осуществлялось местное самоуправление. Осенью 1993 года на основании указов Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган – Совет народных депутатов – был упразднен, а администрация округа и ее глава временно исполняли функции органов местного самоуправления , в том числе и утверждали местный бюджет.
Таким образом, местное самоуправление в Ситне-Щелкановском сельском округе несет на себе отпечаток времени периода конституционных реформ. Иными словами, осуществляется оно по временной, усеченной схеме, и я, как глава администрации одновременно являлся и главой местного самоуправления округа.
Бесспорно, Ситне-Щелкановский сельский округ как территория бывшего сельсовета является муниципальным образованием. Это подтверждается, в частности, статьей 47 закона Московской области о местном самоуправлении, гласящей, что границы муниципальных образований (до принятия их уставов) соотносятся с границами административно-территориальных единиц области.
Согласно статье 58 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в округе полагалось провести выборы представительного органа и должностного лица. Однако администрация Ступинского района, поддерживаемая администрацией Московской области, третий год препятствует этому. Третий год дело о нарушении конституционных прав на местное самоуправление жителей Ситне-Щелкановского сельского округа рассматривается в судах разного уровня. В Ситне-Щелканово выезжали представители Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, Управления Президента РФ по вопросам местного самоуправления. Но воз, как говорится, и ныне там.
И если в самом начале этой круговерти Московский областной суд как суд первой инстанции принял вполне правовое решение, назначив проведение выборов органов местного самоуправления Ситне-Щелкановского сельского округа на основе федерального Закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», то затем в дело, видимо, вмешались влиятельные силы, и это решение было отменено Верховным Судом.
Что только не предпринимали районные власти, чтобы не допустить принятия Устава и проведения выборов. Оцепляли здание администрации нарядом милиции. Взламывали двери здания администрации и моего служебного кабинета. Изъяли гербовую печать. Вынуждали банк прекратить финансирование сельского округа. Требовали от правоохранительных органов привлечь меня к уголовной ответственности. Публиковали в районной газете ложную, порочащую меня информацию. Объявили мне полторы сотни выговоров.
И, наконец, в июле этого года районные власти, очевидно, считая, что без меня как главы администрации и главы местного самоуправления сельского округа им будет легче уговорить жителей отказаться от своих конституционных прав, приняли очередную попытку отстранения меня от работы. А так как на законных основаниях это сделать невозможно, вновь прибегли к испытанному силовому варианту, а именно: к захвату здания администрации.
Больше двух недель удавалось сдерживать натиск районной администрации и милиции, забаррикадировав здание изнутри. В конце концов, милиция отказалась принимать дальнейшее участие в этой сомнительной операции. Тогда районная администрация привлекла заключенных-пятнадцатисуточников: замки были сорваны, двери служебных кабинетов взломаны…
Собственно говоря, к этому времени защищать здание уже не имело смысла, так как районному руководству удалось принудить банк признать мою подпись недействительной и прекратить финансирование округа, то есть приостановить выдачу зарплаты работникам бюджетных учреждений, выделять средства на питание детскому комбинату. Вот такая почти детективная история.
Чрезвычайное собрание Союза российских городов и представителей союзов и ассоциаций муниципальных образований обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о вынесении протеста в порядке надзора на судебные решения, принятые по делу о нарушении конституционных прав граждан на местное самоуправление в Ситне-Щелкановском сельском округе.
МИХАИЛ ПИСКОТИН
профессор, доктор юридических наук,
советник председателя Конституционного Суда РФ
ВЛАСТЬ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЧИНОВНИКИ
комментарий юриста
Обстановка, сложившаяся в Ситне-Щелкановском сельском округе Ступинского района Московской области, к сожалению, совсем не исключение. Она отражает общую тенденцию, которая проявляется во всей Московской области, и не только в ней. Суть этой тенденции в том, чтобы максимально сузить сферу местного самоуправления, заменив его централизованным управлением сверху.
Местное самоуправление – одна из важнейших основ демократии. По его состоянию можно безошибочно судить об уровне развития народовластия как в стране в целом, так и в каждом отдельном регионе. В последнее время у нас много говорят о сползании к олигархии. Но при этом под олигархами понимают почему-то только крупных банкиров. А в действительности у нас складывается финансово-бюрократическая олигархия – власть в ряде мест все больше концентрируется в руках узких групп людей, включающих в себя руководителей органов власти, прежде всего исполнительной, и наиболее могущественных коммерческих структур. И там, где особенно далеко зашел этот процесс, от местного самоуправления мало что осталось.
Видя, как ухудшается экономическая ситуация в стране, многие начинают уповать на «твердую руку». Конечно, для выхода из кризиса нужны и жесткие меры власти. Но эти меры должны быть в первую очередь разумными, взвешенными, учитывающими интересы всех слоев населения, а не узких олигархических групп. А это предполагает полнокровную работу важнейших демократических институтов, обеспечение гласности и усиление демократического контроля.
Сейчас, как никогда , ясно, что федеральная власть, в наибольшей мере ответственная за сложившееся положение дел в экономике, может добиться перелома, если она выработает политику, которая будет поддерживаться максимально широким кругом граждан, и если она будет опираться не только на аппарат, на «вертикаль власти», на слой администраторов, но и на все демократические силы. Среди них важнейшее место должно принадлежать системе местного самоуправления.
Совершенно ненормально, когда в Московской области после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, столь решительно провозгласившей принцип местного самоуправления, число муниципальных образований, в которых может осуществляться такое самоуправление, сократилось в несколько раз. Без учета мнения населения было упразднено большинство муниципальных образований на уровне городов, сельских округов и поселков. Выборных органов местного самоуправления нет сейчас даже в таких крупных городах, которые имеют богатую историю и хорошо известны всей стране, как Кашира, Орехово-Зуево, Раменское, Сергиев Посад, Ступино, Щелково и многие другие. Это не отвечает ни духу, ни букве, ни целям, ни Конституции Российской Федерации, ни федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни закона Московской области «О местном самоуправлении в Московской области».
Что касается ситуации в Ситне-Щелкановском сельском округе, то, надо полагать, она в конце концов разрешится в полном соответствии с законом. Этому, хотелось бы надеяться, поможет и обращение Союза российских городов к Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Скуратову с просьбой опротестовать судебные решения, о которых рассказал Ю.Лысов. Но еще важнее, чтобы то, что происходит в Ступинском районе Московской области, послужило для всех федеральных властей поводом более внимательно оценить процессы, которые происходят сейчас в ряде регионов страны и которые угрожают не только местному самоуправлению, но и демократическим основам российской государственности в целом.

